Швы чувашской вышивки
Узоры чувашской вышивки напоминают нам о представлениях предков о жизни, о мире. Они имели особый смысл, выполняли обережную функцию. Прочитать узоры и орнаменты, понять их смысл можно с помощью символов и знаков.
-
Шов "икĕ питлĕ хĕрес / тăваткăл тĕрĕ"
Шов "икĕ питлĕ хĕрес / тăваткăл тĕрĕ"
Икĕ питлĕ хĕрес / тăваткăл тĕрĕ – двухсторонний крест, обрамляющийся со всех четырёх сторон. Полное заполнение одной только клетки происходит за счет 13 стежков. Узоры, вышитые данным швом, получаются рельефными и плотными.
-
Шов "чăрмалла"
Шов "чăрмалла"
Чăрмалла – двухстороння гладь, напоминающая полосу плотных вертикальных или горизонтальных швов. Она может быть самой разной формы: в виде повторяющихся треугольников, ромбов, прямоугольников и квадратов. Узор с двух сторон получается одинаково плотным. Фигуры, заполненные швом чăрмалла, не всегда обрамляют черными рядами.
-
Шов "ухмах тĕрĕ / çын пĕлми тĕрĕ"
Шов "ухмах тĕрĕ / çын пĕлми тĕрĕ"
Ухмах тĕрĕ / çын пĕлми тĕрĕ – мудреный шов, который вышивается в одном направлении сразу с двух сторон одинаково. Отличие заключается лишь в том, что на изнаночной стороне рапорт узора смещается.
-
Шов "хантăсла"
Шов "хантăсла"
Хантăсла – косой стежок, служащий для заполнения крупных орнаментальных фигур. На лицевой стороне данный стежок ложится на две клетки по диагонали, с наклоном вправо или влево. По технике выполнения существует два способа: по первому варианту на изнаночной стороне остаются горизонтальные полосы, по второму – короткие косые линии.
-
Шов "йĕпкĕн"
Шов "йĕпкĕн"
Йĕпкĕн – контурный (или окантовочный) шов, выполненный черными (темно-синими) нитками простым швом «вперед иголку». Вначале данный шов вышивают в одном направлении, затем в противоположном направлении заполняют пропущенные стежки. Для нанесения будущего узора на холст использовали также стебельчатый шов.
ЧУВАШСКАЯ
НАЦИОНАЛЬНАЯ ВЫШИВКА
Она формировалась и развивалась на протяжении несколько тысячелетий вместе с чувашским народом. Многие методы построения узоров нисходят к древним цивилизациям Востока.
В строгом геометрическом орнаменте чувашской вышивки зашифрована информация о строении вселенной, мифология, мировоззрение и верования народа, его исторический путь.
Вышивка обладала сакральным значением. Предметы, украшенные ею, играли важную роль в ритуальных и культовых обрядах, сопровождали человека на всем его жизненном пути. По вышитым узорам на чувашском костюме можно было понять, кем является человек, откуда он родом, каков его социальный статус.
В чувашской вышивке использовались сдержанные, скромные тона, близкие к природным: черные и красные нити на белом полотне дополнялись небольшими вкраплениями зеленого, желтого и синего.
Вышивка чувашского народа богата не только узорами, но и техникой исполнения. Мастерицы веками использовали и по сегодняшний день сохраняют более 30 швов и около 40 их разновидностей.
В фондах Чувашского национального музея хранится более 200 заготовок с парными узорами кĕскĕ для женских рубах, у каждой из них– свой уникальный узор.