Швы чувашской вышивки

Швы чувашской вышивки

Узоры чувашской вышивки напоминают нам о представлениях предков о жизни, о мире. Они имели особый смысл, выполняли обережную функцию. Прочитать узоры и орнаменты, понять их смысл можно с помощью символов и знаков.

  • Шов "икĕ питлĕ хĕрес / тăваткăл тĕрĕ"

    Шов "икĕ питлĕ хĕрес / тăваткăл тĕрĕ"

    Икĕ питлĕ хĕрес / тăваткăл тĕрĕ – двухсторонний крест, обрамляющийся со всех четырёх сторон. Полное заполнение одной только клетки происходит за счет 13 стежков. Узоры, вышитые данным швом, получаются рельефными и плотными.

  • Шов "чăрмалла"

    Шов "чăрмалла"

    Чăрмалла – двухстороння гладь, напоминающая полосу плотных вертикальных или горизонтальных швов. Она может быть самой разной формы: в виде повторяющихся треугольников, ромбов, прямоугольников и квадратов. Узор с двух сторон получается одинаково плотным. Фигуры, заполненные швом чăрмалла, не всегда обрамляют черными рядами.

  • Шов "ухмах тĕрĕ / çын пĕлми тĕрĕ"

    Шов "ухмах тĕрĕ / çын пĕлми тĕрĕ"

    Ухмах тĕрĕ / çын пĕлми тĕрĕ – мудреный шов, который вышивается в одном направлении сразу с двух сторон одинаково. Отличие заключается лишь в том, что на изнаночной стороне рапорт узора смещается.

  • Шов "хантăсла"

    Шов "хантăсла"

    Хантăсла – косой стежок, служащий для заполнения крупных орнаментальных фигур. На лицевой стороне данный стежок ложится на две клетки по диагонали, с наклоном вправо или влево. По технике выполнения существует два способа: по первому варианту на изнаночной стороне остаются горизонтальные полосы, по второму – короткие косые линии.

  • Шов "йĕпкĕн"

    Шов "йĕпкĕн"

    Йĕпкĕн – контурный (или окантовочный) шов, выполненный черными (темно-синими) нитками простым швом «вперед иголку». Вначале данный шов вышивают в одном направлении, затем в противоположном направлении заполняют пропущенные стежки. Для нанесения будущего узора на холст использовали также стебельчатый шов.

ЧУВАШСКАЯ
НАЦИОНАЛЬНАЯ ВЫШИВКА

Она формировалась и развивалась на протяжении несколько тысячелетий вместе с чувашским народом. Многие методы построения узоров нисходят к древним цивилизациям Востока.

В строгом геометрическом орнаменте чувашской вышивки зашифрована информация о строении вселенной, мифология, мировоззрение и верования народа, его исторический путь.

Вышивка обладала сакральным значением. Предметы, украшенные ею, играли важную роль в ритуальных и культовых обрядах, сопровождали человека на всем его жизненном пути. По вышитым узорам на чувашском костюме можно было понять, кем является человек, откуда он родом, каков его социальный статус.

В чувашской вышивке использовались сдержанные, скромные тона, близкие к природным: черные и красные нити на белом полотне дополнялись небольшими вкраплениями зеленого, желтого и синего. 

Вышивка чувашского народа богата не только узорами, но и техникой исполнения. Мастерицы веками использовали и по сегодняшний день сохраняют более 30 швов и около 40 их разновидностей.

В фондах Чувашского национального музея хранится более 200 заготовок с парными узорами кĕскĕ для женских рубах, у каждой из них– свой уникальный узор.

Элементы чувашской вышивки