Головные полотенца
-
Сурпан
Сурпан
К старинным головным уборам чувашских женщин относились сурпаны, сурпан тутри и чалма.
Сурпан – символ замужества. Представлял собой длинное полотенце, которым женщины повязывали либо всю голову (у низовых чувашей), либо шею и затылок (у верховых чувашей). Украшение сурпанов и способы их ношения в этнографических группах имели свою специфику.
У низовых чуваш сурпан был длинный (почти 2,5 м) и покрывал голову. Средняя часть была из белого полотна, а концы украшались узорноткаными полосками, лентами, позументом, кружевами. Многоцветные узоры ткали шерстяными нитками по красному фону. Мастерицы использовали до 14-15 цветов и оттенков узорной нити. Если пестрый узор выполнялся на красном фоне, то его обязательно оттеняли черным и белым.
Сурпан чувашек средненизовой группы был короче, одевался с помощью повязки масмак.
Сурпаны верховых чувашек являются шедеврами народного искусства. Вдоль обеих кромок и концов они расшивались миниатюрным, изящным орнаментом, двусторонними швами, украшались бахромой, разноцветным бисером. По форме были недлинные (120-150 см), узкие. Женщины укладывали полотнище по спине двумя параллельными полосами. Для повязки сурпан ткалось специальное, очень тонкое полотно, которое окрашивалось яичным желтком, пивом или пареной соломой в кремовый или бледно-желтый цвет.
Уменьшенным подобием головного убора сурпан является сурпан тутри. Этим особым платком женщины закрепляли на голове сурпан. Длина повязки была около метра. Его концы обычно свешивали за голову, но в старину они плотно укладывались вокруг головы. По одной из версий, сурпан тутри стал использоваться в повседневном костюме вместо головного убора хушпу.
Женщины средненизовой и низовой группы в прошлом носили чалму – женскую головную треугольную косынку из тонкого белого холста, которую носили поверх головного убора сурпан. Она была скроена из двух холщёвых полос с округлыми вырезами по косым краям и минимальным декором, с полосой кружева по нижней кромке. Концы завязывались на затылке. Как отмечалось исследователями: «Белая чалма, белый с расшитыми кумачными концами сорпан, далеко ниспадающий с головы, придают чувашке экзотический, восточный вид» (Смирнов И.Н., 1903).
ЧУВАШСКАЯ
НАЦИОНАЛЬНАЯ ВЫШИВКА
Она формировалась и развивалась несколько тысячелетий вместе с чувашским народом — с эпохи энеолита, многие методы построения узоров нисходят к древним цивилизациям Востока.
В строгом геометрическом орнаменте чувашской вышивки зашифрована информация о строении вселенной, мифология, мировоззрение и верования народа, его исторический путь.
Вышивка обладала сакральным значением. Предметы, украшенные ею, играли важную роль в ритуальных и культовых обрядах, сопровождали человека на всем его жизненном пути. По вышитым узорам на чувашском костюме можно было понять, кем является человек, откуда он родом, каков его социальный статус, сколько у него детей.
В чувашской вышивке использовались сдержанные, скромные тона, близкие к природным: черные и красные нити на белом полотне дополнялись небольшими вкраплениями зеленого, желтого и синего. Каждый цвет имел свое символическое значение и использовался только в определенных сюжетах.
Вышивка чувашского народа богата не только узорами, но и техникой исполнения. Мастерицы веками использовали и по сегодняшний день сохраняют более 30 швов и около 40 их разновидностей.
В фондах Чувашского национального музея хранится более 200 заготовок с парными узорами кĕскĕ для женских рубах, у каждой из них– свой уникальный узор.