Головные повязки
-
Головная повязка "Масмак"
Головная повязка "Масмак"
Масмак – часть женского головного убора, представляла собой налобную повязку в виде ленты с вышитым узором. Она накладывалась на открытую, гладко причёсанную голову от одного уха к другому. Концы крепились к головному убору сурпан особыми булавками пуҫ йӗппи.
Различают 3 основных вида. У верховых чувашей масмаки были узкими и длинными (до 55 см), с мелким геометрическим узором на холсте. Украшались шёлковыми ленточками или тесьмой. Крепились они так, что голова у верховых чувашек оставалась полностью открытой. Часто бывало, масмаки сползали на затылок. В таких случаях шутя говорили, что у женщины упала дуга.
У средненизовых масмаки были двух видов. Узкие и короткие (до 30 см), с мелким узором, носились выше лба. Второй вид представлял собой широкую налобную повязку, крепившуюся с помощью завязок, с трапециевидным крупным орнаментом с фигурами коней, птиц, драконов. Чувашки средненизовой группы свои короткие масмаки клали на темени ближе ко лбу, прикалывая сурпан выше и впереди ушей, благодаря чему налобные повязки плотно лежали на голове и не сползали.
Узоры на головной повязке символизировали движение луны, солнца, звезд и круговорот жизни. Благодаря сочетанию желто-оранжевых, зеленых и черных нитей достигался эффект радужного «мерцания» узоров.
Возможно, в прошлом масмаки у чувашек представляли собой самостоятельный головной убор, а затем превратились во вспомогательную часть при ношении головного убора сурпан.
ЧУВАШСКАЯ
НАЦИОНАЛЬНАЯ ВЫШИВКА
Она формировалась и развивалась несколько тысячелетий вместе с чувашским народом — с эпохи энеолита, многие методы построения узоров нисходят к древним цивилизациям Востока.
В строгом геометрическом орнаменте чувашской вышивки зашифрована информация о строении вселенной, мифология, мировоззрение и верования народа, его исторический путь.
Вышивка обладала сакральным значением. Предметы, украшенные ею, играли важную роль в ритуальных и культовых обрядах, сопровождали человека на всем его жизненном пути. По вышитым узорам на чувашском костюме можно было понять, кем является человек, откуда он родом, каков его социальный статус, сколько у него детей.
В чувашской вышивке использовались сдержанные, скромные тона, близкие к природным: черные и красные нити на белом полотне дополнялись небольшими вкраплениями зеленого, желтого и синего. Каждый цвет имел свое символическое значение и использовался только в определенных сюжетах.
Вышивка чувашского народа богата не только узорами, но и техникой исполнения. Мастерицы веками использовали и по сегодняшний день сохраняют более 30 швов и около 40 их разновидностей.
В фондах Чувашского национального музея хранится более 200 заготовок с парными узорами кĕскĕ для женских рубах, у каждой из них– свой уникальный узор.