Рубахи
-
Кӗпе
Кӗпе
Основой нательной одежды чувашей, как мужчин, так и женщин, была рубаха (кӗпе). Она шилась обычно из конопляного белого холста. Льняной холст получался тоньше и белее, с серебристым оттенком, но лен мог расти не везде.
По своему крою женская и мужская одежда не отличались. Особенность была лишь в том, что мужская рубаха была длиной до колен, женская же доходила до середины икр.
Старинные мужские рубахи шились длинными и объемными. Грудной разрез имел асимметричный узор, выполнялся с правой стороны. В этом их основное отличие от русских «косовороток» с левосторонней композицией. Праздничные мужские кӗпе выделялись богатством декора. В вышивке преобладал преимущественно черный цвет, потом красный и зеленый.
Девичьи рубахи чаще имели асимметричную композицию. Грудной разрез выполнялся справа. На нагрудной части помещался ромб с наклонной полосой. По ним определяли статус женщины (замужние, к примеру, носили два знака). По-видимому, еще в древности симметричными нагрудными знаками выделялись исключительно замужние женщины. Все остальные – девушки, юноши, мужчины и пожилые люди – имели на груди асимметричный декор и правосторонний разрез.
Рубаха верховой группы кроилась из одного основного полотнища и боковых полотнищ без клиньев и была очень просторной. Надевалась особым образом: туго подпоясывалась, а затем поддергивалась кверху, создавался напуск, а подол поднимался до уровня колен. Декор рубах был лаконичным, почти графичным. Узоры выполнялись тонкими нитками, мелкими контурными швами и косой стежкой. Использовались такие швы, как «глаза цыпленка», «гусиные зубы», «волна», «змейка», «дурной (или мудреный) шов». Нагрудная часть рубах покрывалась в прошлом крупным орнаментом, однако в конце ХIХ-начале ХХ вв. она не расшивалась, ее закрывали серебряными украшениями. Ювелирной вышивкой украшались края грудного разреза, рукава, а подол обшивался узкой вышивкой. Продольные швы не окаймлялись, и только на плечах делалась узкая вышивка и пришивалась вышитая мелким орнаментом полоска хулҫи шириной 2-3 см.
В конце ХIХ века у низовых чувашей появились рубахи из пестряди. Как считают исследователи, холст, сотканный из цветных нитей домашней выработки (улача пир), стал распространяться благодаря влиянию татарского народа. Наиболее распространенными цветами пестряди были синий и красный. Широкие волнистые оборки в один-два яруса расширяли силуэт и делали походку особо величественной. Узоры стали крупными и яркими. Из декора «новых» рубах была вытеснена традиционная вышивка с геометрическими узорами. Для украшения стали использовать ярко-красные нашивки, покупное кружево, ленты.
Основное отличие рубахи чувашки средненизовой группы – в сочетании вышитых узоров, ромбовидных нашивок и красных полос по швам. Узоры могли закрывать почти весь верх рубахи. Грудная часть изготавливалась отдельно, украшалась сложными узорами – вышитыми розетками кӗскӗ (кӗскӗллӗ кӗпе), так как замужние носили два «женских» знака, симметрично расположенных по обе стороны груди.
О богатстве чувашской вышивки говорит тот факт, что для музея императора Александра III в свое время была собрана чувашская коллекция, состоящая из 500 пар розеток, среди которых не нашлось ни одного дубликата (Смирнов И.Н., 1903).
ЧУВАШСКАЯ
НАЦИОНАЛЬНАЯ ВЫШИВКА
Она формировалась и развивалась несколько тысячелетий вместе с чувашским народом — с эпохи энеолита, многие методы построения узоров нисходят к древним цивилизациям Востока.
В строгом геометрическом орнаменте чувашской вышивки зашифрована информация о строении вселенной, мифология, мировоззрение и верования народа, его исторический путь.
Вышивка обладала сакральным значением. Предметы, украшенные ею, играли важную роль в ритуальных и культовых обрядах, сопровождали человека на всем его жизненном пути. По вышитым узорам на чувашском костюме можно было понять, кем является человек, откуда он родом, каков его социальный статус, сколько у него детей.
В чувашской вышивке использовались сдержанные, скромные тона, близкие к природным: черные и красные нити на белом полотне дополнялись небольшими вкраплениями зеленого, желтого и синего. Каждый цвет имел свое символическое значение и использовался только в определенных сюжетах.
Вышивка чувашского народа богата не только узорами, но и техникой исполнения. Мастерицы веками использовали и по сегодняшний день сохраняют более 30 швов и около 40 их разновидностей.
В фондах Чувашского национального музея хранится более 200 заготовок с парными узорами кĕскĕ для женских рубах, у каждой из них– свой уникальный узор.