Поясные и набедренные украшения
-
Яркăч, сарӑ, кут чалми
Яркăч, сарӑ, кут чалми
В женском наряде присутствовали набедренные и поясные украшения сарӑ и яркӑч, которые носились сбоку или сзади. Они вышивались шёлковыми и шерстяными нитками, украшались нашивками, бахромой. Благодаря им оживлялся весь костюм. По размерам, по материалу, форме и особенно по вышивкам они были различны.
Яркӑч были парные. Вышивка на них односторонняя. Широко использовались такие виды нашивок, как узенькие полоски лент и позумента. Внизу, выше бахромы, к ткани пришивали в виде нитки бусины или мелкие монетки.
Большое мастерство требовалось при изготовлении набедренных украшений верховых чувашей. Композиция их орнамента прямоугольная, с преобладанием зеленых и синих нитей, создающих яркий колорит.
Сарӑ представляла собой полосу ткани с бахромой, но почти двойной ширины, причем вышивкой на этой полоске имитировалось как бы два сарă, слившиеся в один. Сарă начали исчезать из быта в начале XX века.
Кут чалми – набедренное украшение треугольной формы с небольшим вышитым узором и многочисленными подвесками из зелёного бисера. Носили их в основном в Чебоксарском уезде Казанской губернии.
-
Сурпан
Сурпан
К старинным головным уборам чувашских женщин относились сурпан, сурпан тутри и чалма.
Сурпан представлял собой длинное полотенце, которым женщины повязывали либо всю голову (у низовых и средненизовых чувашей), либо шею (у верховых чувашей). Украшение сурпанов и способы их ношения в этнографических группах имели свою специфику.
У низовых чувашей сурпан был длинный (почти 2,5 м) и полностью закрывал голову. Средняя часть оставалась белой, концы украшались ткаными узорными полосами, лентами, позументом, кружевами. Многоцветные орнаменты ткали шерстяными нитками по красному фону. Мастерицы использовали до 14-15 цветов. Если пестрый узор выполнялся на красном фоне, то его обязательно оттеняли черным и белым.
Сурпан чувашек средненизовой группы был короче, носили его с помощью повязки масмак.
Сурпаны верховых чувашек вдоль обеих кромок расшивались миниатюрным, изящным орнаментом. Концы украшались двусторонними швами, бахромой, разноцветным бисером. По форме они были недлинные (120-150 см), узкие. Сурпаном обматывали шею и концы укладывали по спине двумя параллельными полосами. Основу женского головного убора верховых чувашек окрашивали яичным желтком, пивом или пареной соломой в кремовый или бледно-желтый цвет.
Уменьшенным подобием головного убора сурпан является сурпан тутри. Этим особым платком женщины закрепляли на голове сурпан. Длина повязки была около метра. Его концы обычно свешивали за голову, но в старину они плотно укладывались вокруг головы. По одной из версий, сурпан тутри стал использоваться в повседневном костюме вместо головного убора хушпу.
Женщины средненизовой группы поверх головного убора сурпан в прошлом носили чалму – треугольную косынку из тонкого белого холста, которую носили поверх головного убора сурпан. Она была скроена из двух холщёвых полос с округлыми вырезами по косым краям и минимальным декором, с полосой кружева по нижней кромке. Концы завязывались на затылке. Как отмечал казанский историк И.Н. Смирнов: «Белая чалма, белый с расшитыми кумачными концами сорпан, далеко ниспадающий с головы, придают чувашке экзотический, восточный вид».
ЧУВАШСКАЯ
НАЦИОНАЛЬНАЯ ВЫШИВКА
Она формировалась и развивалась на протяжении несколько тысячелетий вместе с чувашским народом. Многие методы построения узоров нисходят к древним цивилизациям Востока.
В строгом геометрическом орнаменте чувашской вышивки зашифрована информация о строении вселенной, мифология, мировоззрение и верования народа, его исторический путь.
Вышивка обладала сакральным значением. Предметы, украшенные ею, играли важную роль в ритуальных и культовых обрядах, сопровождали человека на всем его жизненном пути. По вышитым узорам на чувашском костюме можно было понять, кем является человек, откуда он родом, каков его социальный статус.
В чувашской вышивке использовались сдержанные, скромные тона, близкие к природным: черные и красные нити на белом полотне дополнялись небольшими вкраплениями зеленого, желтого и синего.
Вышивка чувашского народа богата не только узорами, но и техникой исполнения. Мастерицы веками использовали и по сегодняшний день сохраняют более 30 швов и около 40 их разновидностей.
В фондах Чувашского национального музея хранится более 200 заготовок с парными узорами кĕскĕ для женских рубах, у каждой из них– свой уникальный узор.