Поясные и набедренные украшения
-
Яркӑч, сарӑ, кут чалми
Яркӑч, сарӑ, кут чалми
В женском наряде присутствовали набедренные и поясные украшения сарӑ и яркӑч, которые носились сбоку или сзади. Они вышивались шёлковыми и шерстяными нитками, украшались нашивками, бахромой. Благодаря им оживлялся весь костюм. По размерам, по материалу, форме и особенно по вышивкам они были различны.
Яркӑч были парные. Вышивка на них односторонняя. Широко использовались такие виды нашивок, как узенькие полоски лент и позумента. Внизу, выше бахромы, к ткани пришивали в виде нитки бусины или мелкие монетки.
Большое мастерство требовалось при изготовлении набедренных украшений верховых чувашей. Их набедренники по сравнению с низовыми чувашами короткие, но узоры состоят из ярусов. Композиция орнаментации прямоугольная. В подвесках преобладают зеленые и синие нитки, которые создают яркий колорит.
Сарӑ представляла собой полоску ткани с бахромой, но почти двойной ширины, причем вышивкой на этой полоске имитировалось как бы два сарă, слившиеся в один. Сарă стали исчезать из быта в начале 20 века.
Кут чалми – набедренное украшение с небольшим вышитым узором и многочисленными подвесками из зелёного бисера. Носили их в основном в Чебоксарском уезде.
ЧУВАШСКАЯ
НАЦИОНАЛЬНАЯ ВЫШИВКА
Она формировалась и развивалась несколько тысячелетий вместе с чувашским народом — с эпохи энеолита, многие методы построения узоров нисходят к древним цивилизациям Востока.
В строгом геометрическом орнаменте чувашской вышивки зашифрована информация о строении вселенной, мифология, мировоззрение и верования народа, его исторический путь.
Вышивка обладала сакральным значением. Предметы, украшенные ею, играли важную роль в ритуальных и культовых обрядах, сопровождали человека на всем его жизненном пути. По вышитым узорам на чувашском костюме можно было понять, кем является человек, откуда он родом, каков его социальный статус, сколько у него детей.
В чувашской вышивке использовались сдержанные, скромные тона, близкие к природным: черные и красные нити на белом полотне дополнялись небольшими вкраплениями зеленого, желтого и синего. Каждый цвет имел свое символическое значение и использовался только в определенных сюжетах.
Вышивка чувашского народа богата не только узорами, но и техникой исполнения. Мастерицы веками использовали и по сегодняшний день сохраняют более 30 швов и около 40 их разновидностей.
В фондах Чувашского национального музея хранится более 200 заготовок с парными узорами кĕскĕ для женских рубах, у каждой из них– свой уникальный узор.