Свадебные атрибуты
-
Çулăк, пӗркенчӗк
Çулăк, пӗркенчӗк
Исключительно свадебными атрибутами являлись жениховый платок ҫулăк и покрывало невесты пӗркенчӗк.
Çулăк вышивала невеста своему будущему мужу и передавала в числе других подарков в конце сватовства, выражая своё согласие выйти замуж, а также демонстрируя своё мастерство. К свадьбе ҫулăк пришивали жениху за два конца к плечам, а третий конец - на спине. Платок был прямоугольной формы, изготовлялся из холста и декорировался вышивкой шёлковыми и шерстяными нитями. По периметру платок с геометрической вышивкой часто обшивался бахромой из шерстяных нитей.
Как правило, в углах центрального поля платков вышивали полные розетки. Розетки с таким орнаментом были одними из самых популярных в вышивке свадебных платков чувашей, а также использовались в декоре покрывал невесты чувашей и марийцев.
Важный атрибут одеяния невесты на чувашской свадьбе – покрывало пĕркенчĕк. Это большое прямоугольное полотнище (примерно 150 х 120 см), сшитое из нескольких полос тонкого белого холста, скрывало лицо невесты. Углы и края украшались сложными двусторонними узорами в виде восьмиконечных звёзд-розеток, а края обшивались шёлковой или хлопчатобумажной тесьмой. Покрывало набрасывалось на голову невесты поверх девичьей шапочки (тухья).
ЧУВАШСКАЯ
НАЦИОНАЛЬНАЯ ВЫШИВКА
Она формировалась и развивалась несколько тысячелетий вместе с чувашским народом — с эпохи энеолита, многие методы построения узоров нисходят к древним цивилизациям Востока.
В строгом геометрическом орнаменте чувашской вышивки зашифрована информация о строении вселенной, мифология, мировоззрение и верования народа, его исторический путь.
Вышивка обладала сакральным значением. Предметы, украшенные ею, играли важную роль в ритуальных и культовых обрядах, сопровождали человека на всем его жизненном пути. По вышитым узорам на чувашском костюме можно было понять, кем является человек, откуда он родом, каков его социальный статус, сколько у него детей.
В чувашской вышивке использовались сдержанные, скромные тона, близкие к природным: черные и красные нити на белом полотне дополнялись небольшими вкраплениями зеленого, желтого и синего. Каждый цвет имел свое символическое значение и использовался только в определенных сюжетах.
Вышивка чувашского народа богата не только узорами, но и техникой исполнения. Мастерицы веками использовали и по сегодняшний день сохраняют более 30 швов и около 40 их разновидностей.
В фондах Чувашского национального музея хранится более 200 заготовок с парными узорами кĕскĕ для женских рубах, у каждой из них– свой уникальный узор.